МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 13 ДЕКАБРЯ 1996 Г. № 150-ФЗ «ОБ ОРУЖИИ» И КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях формирования единообразной правоприменительной практики по реализации законодательных норм в сфере оборота оружия в связи с вступлением в силу Федеральных законов:
от 28 июня 2021 г. № 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
от 25 февраля 2022 г. №21-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии»;
от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Методические рекомендации не содержат обязательных для исполнения органами государственной власти и их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, носят организационный характер и не являются актом реализации прав и обязанностей сторон при производстве по делам об административных правонарушениях.
I. О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОРУЖИЯ
В соответствии с частью первой статьи 6 Федерального закона от 28 июня 2021 г. № 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1] с 29 июня 2022 года вступают в силу изменения, направленные на повышение эффективности государственного управления в сфере оборота оружия, усиление контроля за законностью владения оружием гражданами Российской Федерации, оптимизацию его использования юридическими лицами, а также противодействие незаконному обороту оружия.
При реализации положений Федерального закона № 231-ФЗ предлагается учитывать следующее:
1. При обращении граждан, владеющих оружием, канал ствола которого имеет овально-винтовую сверловку (типа «Ланкастер»), либо нарезную (до 140 мм) часть («парадокс»)[2], приобретенного до вступления в силу Федерального закона № 231-ФЗ, по вопросу возможности приобретения охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом необходимо руководствоваться указанными ниже положениями.
Частью восьмой статьи 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»[3] закреплено правило, согласно которому приобретать охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет.
Федеральным законом от 25 февраля 2022 г. №21-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии»[4] указанный подход к порядку приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом сохранен, при этом разрешается приобретение такого оружия гражданам, не имеющим охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, но владеющим нарезным охотничьим огнестрельным оружием.
Исходя из положений части первой статьи 9, частей восьмой и двадцатой статьи 13 Федерального закона «Об оружии», охотничье огнестрельное длинноствольное оружие с нарезным стволом может быть приобретено не иначе как по лицензии на приобретение нарезного охотничьего огнестрельного оружия.
В то же время в связи с вступлением в силу 29 июня 2022 года Федерального закона № 231-ФЗ приобретение нарезного охотничьего огнестрельного оружия гражданами, владеющими моделями оружия со сверловкой ствола «ланкастер» или «парадокс», исключено.
Вместе с тем статьей 5 Федерального закона № 231-ФЗ
предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми гражданам, владеющим оружием со сверловкой ствола «ланкастер» или «парадокс», разрешается хранение, хранение и ношение оружия, право на приобретение которого после 29 июня 2022 года ими утрачивается, на основании ранее выданных соответствующих разрешений, в том числе при их последующем продлении.
При этом за владельцами моделей оружия со сверловкой ствола «ланкастер» или «парадокс» сохраняется право приобретения патронов к такому оружию.
2. С 29 июня 2022 года оружие со сверловкой ствола «ланкастер» и «парадокс» может приобретаться гражданами только на основании лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему (серии ЛНа), полученной в соответствии с частями восьмой и девятой статьи 13 Федерального закона «Об оружии».
При обращении граждан в целях постановки приобретенного оружия со сверловкой ствола «ланкастер» и «парадокс» на учет и получения соответствующего разрешительного документа, оно подлежит учету как нарезное оружие начиная с 29 июня 2022 года.
3. С 29 июня 2022 года правом приобретения в целях самообороны или охоты гладкоствольного оружия, имеющего более двух стволов или магазин (барабан), обладают граждане Российской Федерации, получившие лицензию на приобретение гражданского огнестрельного длинноствольного оружия и владеющие не менее двух лет таким оружием (часть пятая статьи 13 Федерального закона «Об оружии»[5]).
Обращаем внимание, что данное положение не распространяется на случаи приобретения оружия для занятий спортом.
В случае обращения граждан, владеющих менее двух лет гражданским огнестрельным длинноствольным оружием, за получением разрешения на хранение, хранение и ношение гладкоствольного оружия (имеющего более двух стволов, магазин или барабан), приобретенного после вступления в силу Закона № 231-ФЗ, следует принимать решение об отказе в выдаче соответствующего разрешения с учетом положений части пятой статьи 13 Федерального закона «Об оружии».
Например^
Гражданин А*** 30 июня 2022 года приобрел в целях охоты (самообороны) одноствольное гладкоствольное ружье, имеющее магазин, модели «МР-155», 12 кал. по лицензии, выданной 1 марта 2022 года, и в этот же день обратился в подразделение лицензионно-разрешительной работы с заявлением о выдаче разрешения на хранение и ношение оружия (РОХа).
В данном случае по результатам проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, установлено, что гражданин А*** на момент приобретения указанного оружия 2 года охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием не владел.
Приобретенное оружие не подлежит постановке на учет, принимается решение об отказе в выдаче разрешения на хранение и ношение оружия. Решение в отношении оружия принимается в соответствии с Федеральным законом «Об оружии».
В случае приобретения названного оружия до вступления в силу Федерального закона № 231-ФЗ такое оружие подлежит постановке на учет.
Например^
Гражданин А*** 28 июня 2022 года приобрел одноствольное гладкоствольное ружье, имеющее магазин, модели «МР-155», 12 кал. по лицензии, выданной 1 марта 2022 года, и обратился в подразделение лицензионно-разрешительной работы с заявлением о выдаче разрешения на хранение и ношение оружия (РОХа) 29 июня 2022 года.
По результатам проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, установлено, что гражданин А*** на момент приобретения указанного оружия 2 года охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием не владел.
Вместе с тем, учитывая переходные положения статьи 5 Федерального закона № 231-ФЗ, приобретенное оружие подлежит постановке на учет.
4. В случае выявления наступивших до 29 июня 2022 года обстоятельств, предусмотренных пунктами 3.1 -3.5, 5.1 части двадцатой статьи 13 Федерального закона «Об оружии»[6], являющихся препятствием для выдачи лицензии на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия, в отношении владельцев гражданского оружия, получивших соответствующие разрешительные документы до вступления в силу Федерального закона № 231-ФЗ, им разрешается хранение, хранение и ношение оружия на основании ранее выданных соответствующих разрешений, в том числе при их последующем продлении (статья 5 Федерального закона № 231-ФЗ).
Например;
Гражданин А***, владеющий на законных основаниях гладкоствольным ружьем модели «МР-27», 12 кал., 1 июля 2022 года обратился в подразделение лицензионноразрешительной работы с заявлением о продлении срока действия разрешения на хранение и ношение указанного оружия.
По результатам проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, установлено, что гражданин А*** имеет снятую (или погашенную) судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия.
Учитывая переходные положения статьи 5 Федерального закона № 231-ФЗ, разрешение на хранение и ношение оружия подлежит продлению.
В то же время в случаях дальнейшего (начиная с 29 июня 2022 года) обращения граждан, указанных в абзаце первом настоящего пункта, с заявлениями о выдаче очередных лицензий на приобретение оружия, с учетом положений части третьей статьи 5 Федерального закона № 231-ФЗ[7], необходимо принимать решение об отказе в выдаче лицензии по основаниям, предусмотренным частью четвертой статьи 9 Федерального закона «Об оружии» со ссылкой на пункты 3.1 - 3.5, 5.1 части двадцатой статьи 13 Федерального закона «Об оружии».
Справочно:
В соответствии с частью двадцатой статьи 13 Федерального закона «Об оружии» (в редакции Федерального закона № 231-ФЗ) лицензия на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия не выдается гражданам Российской Федерации:
3.1) имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, а также за умышленное преступление средней тяжести, совершенное с применением (использованием) оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов;
3.2) имеющим снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия;
3.3) имеющим снятую или погашенную судимость за преступление террористического характера и (или) экстремистской направленности, а также за преступление, совершенное в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма;
3.4) имеющим снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, совершенное с применением насилия в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней);
3.5) два и более раза осужденным за совершение преступления;
5.1) привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусматривающего административный арест в качестве одного из видов административного наказания, а также привлеченным к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо передачу управления транспортным средством липу, находящемуся в состоянии опьянения, - до истечения одного года со дня окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Например;
Гражданин А***, владеющий на законных основаниях гладкоствольным ружьем модели «МР-27», 12 кал., 1 июля 2022 года обратился в подразделение лицензионноразрешительной работы с заявлением о выдаче лицензии серии ЛГа.
По результатам проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, установлено, что гражданин А*** имеет снятую (или погашенную) судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия.
В указанном случае принимается решение об отказе в выдаче названной лицензии.
Аналогичное решение в отношении таких граждан принимается также в случаях обращения за повторным получением лицензий и разрешений после прекращения действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, прекращения права хранения, а также хранения и ношения оружия (аннулирования, либо истечения срока действия).
5. В случае выявления наступивших до 29 июня 2022 года обстоятельств, предусмотренных пунктами 3.1 - 3.5, 5.1 части двадцатой статьи 13 Федерального закона «Об оружии»[8], являющихся препятствием для выдачи лицензии на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия, в отношении граждан, получивших соответствующие лицензии до вступления в силу Федерального закона № 231-ФЗ, но обратившихся с заявлением о выдаче разрешения на хранение, хранение и ношение оружия после его вступления в силу, должностным лицам подразделений лицензионно-разрешительной работы следует принимать решение о выдаче разрешительного документа.
Например;
Гражданин А*** 20 июня 2022 года приобрел гладкоствольное ружье «ИЖ-27», 12 кал. по лицензии, выданной 1 марта 2022 года, и обратился 30 июня 2022 года в подразделение лицензионно-разрешительной работы с заявлением о выдаче разрешения на хранение и ношение приобретенного оружия.
По результатам проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, установлено, что гражданин А*** имеет снятую (или погашенную) судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия, что является препятствием для владения оружием.
Вместе с тем, учитывая переходные положения статьи 5 Федерального закона №231 -ФЗ, приобретенное оружие подлежит постановке на учет.
6. В случае привлечения до 29 июня 2022 года граждан, имеющих в собственности на законном основании гражданское оружие либо лицензию на его приобретение, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусматривающего административный арест в качестве одного из видов административного наказания (пункт 5.1 части двадцатой статьи 13 Федерального закона «Об оружии»[9]), к таким гражданам применяются переходные положения, предусмотренные частью второй статьи 5 Федерального закона 231-ФЗ.
То есть, указанной категории граждан разрешается хранение, хранение и ношение оружия, на основании ранее выданных соответствующих разрешений, в том числе при их последующем продлении. Действующие разрешительные документы не аннулируются. При этом такие граждане не вправе до истечения одного года со дня окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, получить лицензию на приобретение оружие.
Например^
Гражданин А***, получивший 1 февраля 2022 года лицензию серии ЛГа, обратился 22 июня 2022 года в подразделений лицензионно-разрешительной работы с заявлением о выдаче разрешения на хранение и ношение приобретенного оружия.
По результатам проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, установлено, что гражданин А*** 1 марта 2022 года привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Санкция предусматривает административный арест на срок до пятнадцати суток).
Учитывая переходные положения статьи 5 Федерального закона № 231-ФЗ, приобретенное оружие подлежит постановке на учет с выдачей соответствующего разрешение на хранение и ношение оружия.
7. В целях минимизации возможных фактов принятия решений об отказе в выдаче гражданам разрешительных документов в связи с вступлением в силу Федерального закона № 231-ФЗ, в случаях, указанных в настоящих методических рекомендациях, влекущих за собой изъятие оружия, рекомендуется перед выдачей лицензии на приобретение оружия осуществлять информирование заявителей письменно под роспись об особенностях приобретения и постановки оружия на учет.
Например^
Гражданин А*** 29 июня 2022 года обратился в подразделение лицензионноразрешительной работы с заявлением о выдаче лицензии серии ЛГа.
По результатам проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, установлено, что гражданин А*** намерен приобрести охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие впервые (либо владеет таким оружием менее двух лет).
В этой связи при выдаче лицензии рекомендуется письменно под роспись информировать гражданина об ограничении, предусмотренном частью пятой статьи 13 Федерального закона «Об оружии», в части установленного запрета на приобретение в целях самообороны или охоты огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, имеющего более двух стволов или магазин (барабан) до истечения первых двух лет владения гражданским огнестрельным длинноствольным оружием.
Кроме этого, в целях исключения фактов продажи гражданам, владеющим гражданским огнестрельным длинноствольным оружием менее двух лет, оружия, право на приобретение которого они не имеют[10], полагаем целесообразным с 29 июня 2022 года при оформлении лицензий серии ЛГа графу «на приобретение» бланка соответствующей лицензии заполнять с формулировкой: «одной единицы огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, не имеющего более двух стволов или магазин (барабан)».
По истечении двухлетнего срока ограничения права приобретения огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, имеющего более двух стволов или магазин (барабан), в период действия лицензии с указанной отметкой, административным регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему, утвержденным приказом Росгвардии от 18 августа 2017 г. № 359, предусмотрено переоформление выданной лицензии по основанию: «изменение сведений, указанных в лицензии».
П. АЛГОРИТМ ИЗЪЯТИЯ ОРУЖИЯ У ГРАЖДАН ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «ОБ ОРУЖИИ»
Настоящий алгоритм подготовлен в целях единообразного применения положений Федерального закона «Об оружии», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[11], Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденного приказом Росгвардии от 14 января 2020 г. № 8[12], в рамках реализации полномочий должностных лиц подразделений лицензионноразрешительной работы Росгвардии или ее территориальных органов по изъятию оружия у лиц, право хранения (хранения и ношения) которых прекращено, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктом 5.1 части двадцатой статьи 13 Федерального закона «Об оружии»[13] (лицензия на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия не выдается гражданам Российской Федерации, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусматривающего административный арест в качестве одного из видов административного наказания).
Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»[14] статья 28 Федерального закона «Об оружии» изложена в новой редакции[15].
Так, частью шестой названной статьи должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, наделены правом производить осмотр оружия не только в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения, но и в служебных помещениях органов, уполномоченных осуществлять контроль за его оборотом, а также требовать от юридических лиц и граждан представления оружия для осмотра.
Кроме этого, статья 28 Федерального закона «Об оружии» дополнена частями восьмой и девятой, в соответствии с которыми законные требования должностных лиц органов, осуществляющих контроль за оборотом оружия, обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, к которым такие требования предъявлены, а неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих контроль за оборотом оружия, либо воспрепятствование их законной деятельности, связанной с осуществлением указанного контроля, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В правоприменительной практике имеются случаи невыполнения гражданами требования о сдаче в территориальные органы МВД России либо Росгвардии незаконно хранящееся у них оружие (в связи с аннулированием или истечением срока действия соответствующих разрешительных документов) либо случаи воспрепятствования изъятию у них уполномоченными должностными лицами такого оружия.
Следует отметить, что в методических рекомендациях, направленных письмом ГУЛРРиГК Росгвардии от 28 октября 2021 г. № 9/6056 в округа войск национальной гвардии Российской Федерации, обращалось внимание на дополнение КоАП РФ новыми составами административных правонарушений, в частности частью 7 статьи 19.4 (невыполнение законного требования или воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере оборота оружия)[16], частями 36 (невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица) войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в установленных сферах деятельности) и 37 (повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 36 настоящей статьи) статьи 19.5[17].
Обозначенные изменения законодательства об административных правонарушениях и законодательства в сфере оборота оружия позволяют должностным лицам, осуществляющим государственный контроль за оборотом оружия, при необходимости принимать меры реагирования, направленные на пресечение незаконного хранения гражданами оружия, разрешение на которое было в установленном порядке аннулировано либо срок действия которого истек.
В рамках реализации положений Административного регламента, касающихся уведомления граждан об истечении срока действия разрешительных документов на владение оружием, а также об их аннулировании, при условии воспрепятствования владельцами оружия исполнения должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля за оборотом оружия, обязанностей по изъятию незаконно хранящегося у них оружия предлагается руководствоваться следующим.
В результате аннулирования либо истечения срока действия разрешения на хранение (хранение и ношение) оружия, предлагается в рамках информирования владельца оружия о возникших обстоятельствах, при которых дальнейшее хранение (хранение и ношение) в установленном порядке невозможно, предъявлять ему требование о представлении оружия к осмотру в целях последующего изъятия[18]. Например, обеспечить в целях выполнения контрольных функций доступ должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом оружия, к месту хранения оружия, представить оружие для осмотра, не препятствовать его изъятию.
Кроме этого, представляется целесообразным одновременно с этим выдавать владельцу оружия предписание об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия[19] (по общему правилу и с учетом сложившейся правоприменительной практики срок устранения выявленных нарушений не должен превышать 30 календарных дней со дня вручения копии (экземпляра) предписания). Например, прекратить незаконное хранение оружие, принять меры к его сдаче в территориальный орган Росгвардии либо соответствующий территориальный орган МВД России.
В случае невыполнения предъявленного должностным лицом органа, осуществляющего контроль за оборотом оружия, законного требования, действиям (бездействию) владельца оружия надлежит дать правовую оценку по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.4 КоАП РФ (санкция предусматривает наложение административного штрафа, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой).
Вместе с тем в случае невыполнения в установленный срок выданного предписания органа (должностного лица) войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющего контроль за оборотом оружия, действиям (бездействию) владельца оружия надлежит дать правовую оценку по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 36 статьи 19.5 КоАП РФ {санкция предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей).
Также при условии невыполнения в установленный срок предъявленных должностным лицом органа, осуществляющего контроль за оборотом оружия, законного требования и выданного предписания, в целях предупреждения совершения преступлений, связанных с использованием (либо иным общественно опасным деянием) незаконно хранящегося у гражданина оружия, предлагается информировать соответствующий территориальный орган МВД России по месту хранения оружия о выявленном факте его незаконного оборота для принятия полицией установленных мер реагирования.
В частности, представляется целесообразным инициировать проведение органами внутренних дел проверки в порядке статей 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по факту незаконного хранения гражданином оружия.
В случае вынесения по результатам указанной проверки постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, действиям владельца оружия, право хранения (хранения и ношение) которых прекращено, следует давать правовую оценку по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.10 КоАП РФ {незаконные изготовление, приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка, транспортирование, ношение или использование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию. Санкция предусматривает наложение административного штрафа, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой).
При неисполнении гражданином, привлеченным к ответственности, предусмотренной частью 36 статьи 19.5 КоАП РФ, назначенного наказания в обязательном порядке давать оценку действиям (бездействию) по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ {неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом. Санкция предусматривает административный штраф в двукратном размере суммы неоплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов).
В случае повторного невыполнения предписания действиям (бездействию) владельца оружия надлежит дать правовую оценку по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 37 статьи 19.5 КоАП РФ (Санкция предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой).
Например:
Гражданин А***, являющийся владельцем гладкоствольного ружья «ИЖ-27», 12 кал., привлечен к административной ответственности по части 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Санкция предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток).
В рамках осуществления государственного контроля за оборотом оружия принято решение об аннулировании разрешения на хранение и ношение названного оружия по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части первой статьи 26 и пунктом 5.1 части двадцатой статьи 13 Федерального закона «Об оружии»[20] (за совершение административного правонарушения, предусматривающего административный арест в качестве одного из видов административного наказания).
В уведомлении об аннулировании разрешительного документа, вручаемом лично или направляемом заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по месту жительства владельца оружия, дополнительно излагается требование в определенный период времени обеспечить в целях выполнения контрольных функций доступ должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом оружия, к месту хранения оружия, представить оружие для осмотра.
Одновременно с подготовкой названного уведомления оформляется соответствующее предписание с указанием в нем на запрет дальнейшего хранения и использования оружия в связи с аннулированием разрешительного документа, а также на необходимость принятия мер к его сдаче в территориальный орган Росгвардии либо соответствующий территориальный орган МВД России. Предписание может быть вручено лично или направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по месту жительства владельца оружия, что является надлежащим уведомлением.
В случае невыполнения гражданином А*** к установленному сроку вышеуказанного законного требования он подлежит привлечению к административной ответственности по части 7 статьи 19.4 КоАП РФ.
В случае невыполнения гражданином А*** к установленному сроку выданного предписания он также подлежит привлечению к административной ответственности по части 36 статьи 19.5 КоАП РФ.
При условии невыполнения гражданином А*** названных требования и предписания информация о выявленном факте незаконного хранения оружия и принятии полицией установленных мер реагирования осуществляется подготовка соответствующего информационного письма в территориальный орган МВД России по месту хранения оружия гражданина А***.
В случае если по результатам проведенной органом дознания проверки в действиях гражданина А*** не установлен состав преступления, оружие не изъято и вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, он подлежит привлечению к административной ответственности по статье 20.10 КоАП РФ.
В случае повторного невыполнения гражданином А*** очередного предписания, он подлежит привлечению к административной ответственности по части 37 статьи 19.5 КоАП РФ.
В то же время должностным лицом территориального органа Росгвардии, решением которого гражданин А*** привлечен к административной ответственности по части 7 статьи 19.4 КоАП РФ, осуществляется мониторинг информации, подтверждающей исполнением назначенного наказания[21].
В случае неисполнения гражданином А*** назначенного наказания в виде административного штрафа он подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
[1] Далее - Федеральный закон № 231-ФЗ.
[2] Далее - оружие со сверловкой ствола «ланкастер» или «парадокс».
[3] Далее - Федеральный закон «Об оружии».
[4] Далее - Федеральный закон № 21-ФЗ, вступает в силу 25 августа 2022 года.
[5] В редакции Федерального закона № 231-ФЗ.
[6] В редакции Федерального закона № 231-ФЗ.
[7] В случае, если в связи с вступлением в силу Федерального закона № 231-ФЗ граждане Российской Федерации, имеющие в собственности на законном основании гражданское оружие либо лицензию на его приобретение, утрачивают право на приобретение такого оружия по обстоятельствам, наступившим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, им разрешается хранение, хранение и ношение оружия на основании ранее выданных соответствующих разрешений, в том числе при их последующем продлении.
В редакции Федерального закона № 231-ФЗ.
[9] В редакции Федерального закона № 231-ФЗ.
[10] Огнестрельное гладкоствольного длинноствольного оружия, имеющее более двух стволов или магазин (барабан).
[11] Далее - КоАП РФ
[12] Далее - Административный регламент.
[13] В редакции Федерального закона от 28 июня 2021 г. № 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[14] Вступил в силу 1 июля 2021 г. (за исключением отдельных положений).
[15] В соответствии частью 4 статьи 138 Федерального закона от И июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» начало действия новой редакции статьи 28 Федерального закона «Об оружии» - 1 марта 2022 года.
[16] Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 7 статьи 19.4 КоАП РФ, составляются должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации (пункт 103 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ), а рассматриваются судьями (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ).
[17] Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 36 статьи 19.5 КоАП РФ, составляются и рассматриваются должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации (часть 1 статьи 28.3 и часть 1 статьи 23.85 КоАП РФ), а протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 37 статьи 19.5 КоАП РФ, составляются должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации (пункт 103 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ), а рассматриваются судьями (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ).
[18] При определении периода, в течение которого должно быть исполнено предъявляемое требование, следует руководствоваться тем, что разумным необходимо считать такой срок предъявления требования об исполнении обязательства, который соответствует существу обязательства, отвечает интересам предъявителя срока и не нарушает прав лица, которому такое требование предъявляется. Вместе с тем возможно взять за основу определения разумного срока положения пункта 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации: «...если срок ничем не установлен, то обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления требования.». При таком подходе разумный срок составит 7 дней.
[19] Пункт 24 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», пункт 4 части шестой статьи 28 Федерального закона «Об оружии», пункты 7.8 и 13.2 Административного регламента.
[20] В редакции Федерального закона от 28 июня 2021 г. № 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[21] Порядок действий должностного лица территориального органа Росгвардии приведен в приложении к методическим рекомендациям ранее направленным ГУЛРРиГК Росгвардии в округа войск национальной гвардии Российской Федерации письмом от 28 октября 2021 г. № 9/6056.
|